Родителям на заметку! Детский дорожно-транспортный травмати

14 ноября 2023
Родителям на заметку! Детский дорожно-транспортный травмати

Уважаемые родители!

Основными и сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по неосторожности детей, являются: переход проезжей части в неустановленном месте; неожиданный выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом; нахождение на проезжей части без цели её перехода.

К сожалению, имеют место факты дорожно-транспортных происшествий, сопутствующей причиной которых послужила ссора подростков с родителями.

Одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма является негативный пример ро­дителей.

Зачастую можно наблюдать такую картину: родители пе­реводят ребенка в неположенном месте или на красный сигнал светофора. И хотя в данный момент поблизости нет машин, и жизни ничего не угрожает, родители должны помнить важное: ребенок может знать Правила дорожного движения, но посту­пать он будет так, как делают его мама и папа. Ведь в психике ребенка заложено, что он во многом копирует поведение близ­ких ему людей, поэтому сами родители являются кос­венно виноваты в том, что с детьми происходят несчастные слу­чаи, которые можно было предупредить.

Чем раньше родители начинают обучать своих детей основ­ным навыкам безопасного перехода и доводить до них со­держание каждого правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.

Но самый важный «учитель» - пример родителей, то, как они сами выполняют все предписания ПДД. Об этом надо помнить четко.

И все-таки, как обучать детей правилам безопасно­го поведения?

Необходимо помнить, что такие занятия, беседы, просто упоминания должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Анализ многих случаев дорожно-транспортных про­исшествий с детьми показывает, что часто ребята не за­мечают своевременно опасность и поэтому не могут пра­вильно оценить ситуацию. Значит, первый шаг к безопасности детей — научить их наблюдать, ориентиро­ваться в обстановке дороги, оценивать и предвидеть опас­ность. Формирование навыка наблюдения и ориентиро­вания в дорожных ситуациях зависит от взрослых.

Находясь на дороге со своими детьми, родители должны применять постоянно некоторые методы, которые помогут им и их ребенку сформировать навыки безопасного по­ведения:

  • Никогда не спешить на проезжей части. Наоборот, научите ребенка наблюдать обстановку на ней, пе­реходить дорогу только размеренным шагом.
  • Не разговаривать при переходе через дорогу, как бы интересна ни была тема беседы. Тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре пере­хода.
  • Никогда не переходить дорогу наискось, не говоря  уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход — только стро­го поперек дороги.
  • Не вздумайте переходить дорогу на красный или желтый свет, как бы вы ни спешили! Это не только разовая опасность. Ведь если вы с ребенком пере­шли дорогу на запрещающий сигнал, то он без вас сделает то же самое.
  • Приучитесь и приучите к этому ваших детей — пе­реходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы. Опять повторяем о перекрестках: их пе­реход возможен только по линии тротуаров, «бук­вой Г».
  • При выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, так­си помните, что вы должны это сделать первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвиже­ние ваших дети.
  • Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие си­туации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность в виде очень быстро едущих автомобилей, пешеходов, нарушающих правила, и т.д. Особо об­ращайте внимание на автобусы, стоящие на оста­новке, автомобили на обочине дорог, объезжающие их машины, которые могут неожиданно показаться из-за автобуса и остановившегося транспортного средства. Ребенок должен убедиться, что за разны­ми предметами, стоящими на дороге, может возник­нуть скрытая опасность.
  • Особенно обратите внимание на двигательную па­мять детей: остановка перед переходом. Поворот го­ловы налево, направо для оценки ситуации на до­роге, все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он в случае необходимости скопировал ваше поведение. Сформируйте обязательно у вашего ре­бенка твердый навык — сделал первый шаг на про­езжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях.
  • Никогда не выходите с ребенком на проезжую часть из прикрытия в виде машины или кустарника. Вы тем самым показываете плохую привычку неожи­данно появляться на проезжей части, что может привести к плачевным последствиям.
  • Нельзя, чтобы ребенок перебегал или переходил улицу впереди вас, и особенно не глядя по сторо­нам. Это приводит к тому, что он приучается бежать через дорогу, не оценивая ситуацию.
  • И, конечно же, если ребенок мал и вы не уверены в нем, то крепко держите малыша за руку!
  • Научите ребенка всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того чтобы он умел высчитать время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до вас.
  • Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, которая может стать местом игры у детей. Они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, дети подвергают свою жизнь еще большей опасности!
  • Особенно родители должны внимательно обучать детей правилам и навыкам безопасного поведения на дорогах детей с отклонениями в зрении. Учтите, что «боковое зрение», играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным "зрением развито слабее. Поэтому приучите детей, носящих очки, чаще поворачивать голову для оценки ситуа­ции на дороге.

Если ребенок пошел в первый класс, родители должны помочь ему выбрать самый безопасный маршрут от дома до школы. Если у родителей нет возможности ежедневно провожать и встречать своего ребенка, то несколько раз не спеша надо пройти с ним до школы и обратно и объяснить какие правила ему необходимо выполнять.

Еще одной из причин увеличения числа детского дорожно-транспортного травматизма.является не соблюдение правил перевозки детей в автомобилях.

Чтобы избе­жать неприятностей на дороге, нужно знать и возрастные особен­ности детей и подростков.

Несколько иначе, чем взрослые, ребенок воспринимает окружающий его мир. Размер мчащегося автомобиля, его ско­рость для ребенка представляются немного искаженными. Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценить правильно.

Кроме того, собственная скорость передвижения кажется ребенку гораздо больше, чем есть на самом деле. Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:

Как видим, скорость детей в возрасте до 10 лет мала. Для того чтобы иметь общее представление об окружающем про­странстве, ребенку нужно осмотреться вокруг. При этом для то­го, чтобы повернуть голову, ему понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну четвертую секунды.

Таким образом, бывает так, что, искаженно оценив до­рожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Следует также учитывать, что дети с искажением воспри­нимают звуки на дороге, но, кроме того, часто подростки ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая му­зыка. Это также очень существенно мешает восприятию окру­жающей действительности. Помимо этого, у ребенка искажено восприятие размеров транспортных средств, а до 13-14 лет подростки видят только прямо. У них хорошо развитое «тоннельное зрение», а боковое зрение слабо фиксирует происходящееЕсть и следующий фактор, который необходимо учиты­вать. Люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ве­дущей руки. Активность руки связана с работой разных полу­шарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следова­тельно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», а «левши», те, у кого преобладает работа пра­вого полушария мозга, - «художниками». Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности. Еще одной психологической особенностью маленьких де­тей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное че­ловеком. Чувство тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребенка должно быть реальное чувство опасности, ко­торое может предотвратить трагедию на дороге. Таким образом, чтобы предупредить трагедию необходи­мо ориентироваться и на возрастные особенности ребенка, учи­тывать их при проведении занятий по изучению Правил дорож­ного движения.

 Родители должны помнить, что жизнь и здоровье детей зависит, прежде всего, от нас, взрослых!!!