Экспериментальная деятельность

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2023 №411 государственное учреждение образования «Детский сад №6 г.Волковыска» в 2023/2024 учебном году включено в реализацию экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учётом принципа инклюзивности».

Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2023/2024 уч.гг.

Научные руководители:

Лисовская Татьяна Викторовна, заместитель директора по научно-методической работе Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Актуальность

В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 и на перспективу до 2030 года (приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742), одним из приоритетов образовательной политики государства выступает развитие инклюзивного подхода в образовании. Достижение этой цели в отношении категории детей с ОПФР означает поиск условий и механизмов, необходимых для их продуктивного включения в совместный образовательный процесс с нормотипичными сверстниками. Основными ориентирами становятся выявление и характеристика особых образовательных потребностей детей с ОПФР и создание в образовательном процессе специальных условий, необходимых для их удовлетворения. В специальных психолого-педагогических исследованиях акцентируется внимание на наличии общих для всех детей с ОПФР и специфических для определенной группы детей с ОПФР особых образовательных потребностей. Следует учитывать, что степень выраженности той или иной потребности будет различной с учетом уровня ограничения жизнедеятельности в определенной сфере, а также развития функциональных возможностей конкретного воспитанника с ОПФР. Это обусоценитьловливает необходимость реализации дифференцированного подхода при определении содержания образования, выборе методических приемов и средств его реализации.

Экспериментальная проверка позволит  качество разработанного разноуровневого содержания образования воспитанников с ОПФР в рамках образовательных областей, определенных учебной программой дошкольного образования. Будет эмпирически проверена доступность и развивающий характер разработанного содержания для воспитанников с ОПФР разных категорий (с нарушением слуха, нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении, тяжелыми множественными нарушениями).

Цель экспериментального проекта: определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.

Задачи:

  • разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
  • апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
  • определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР. 

Ожидаемые результаты

Главными составляющими экономической значимости результатов заявленного проекта являются возможности повышения:

  1. уровня овладения детьми с ОПФР раннего и дошкольного возраста содержанием образования, что, в свою очередь, обеспечит улучшение качества их образования, эффективность социальной адаптации и нормализацию жизнедеятельности;
  2.  уровня методической компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в области воспитания и обучения детей с ОПФР.

Прошедшее экспериментальную проверку разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития после апробации и внесения (при необходимости) коррективов может быть использовано в образовательном процессе в условиях реализации принципа инклюзии.